В моём детстве школа была неотвратимой, как и многое другое само собой разумеющееся.
(Я окончила её 45 лет назад - ого, круглая дата!) Поэтому мысль о том, что можно бы и без неё обойтись, просто не могла прийти в голову.
В детстве моих детей такая мысль приходила в голову неоднократно и при надобности реализовывалась. Периоды семейного образования (а по сути даже анскулинга) были у каждого из наших уже взрослых сыновей.
Умные все получились - аж жуть берёт. И с самообразованием у них до сих пор всё в порядке: возникла потребность в новых знаниях/умениях/навыках - они просто берут и учатся.
Нет у них, похоже, ощущения, что учиться - это напряг, это трудно, это подвиг. Для них это скорее образ жизни.
Поэтому к своим "за 60" я считаю, что школа - не место, где учатся. Об этом свидетельствует почти поголовный охват старшеклассников репетиторами.
Школа - это что-то вроде тюрьмы или армии для детей - якобы для их же блага, а также для блага родителей, которые каждый будний день на некоторое время освобождены от родительских забот. Альтернативная школа любого толка - не тюрьма и не армия, а скорее санаторий, что, конечно, гораздо лучше. Но даже такие школы, как мне кажется, стремительно теряют смысл в наше время, когда необходимость единого образовательного маршрута для всех столь явно становится сомнительной.
Почему все взрослые занимаются разными делами, а все дети - весь учебный год одним и тем же, да ещё и нарезанным на 40-минутные куски, чаще всего никак не связанные между собой?
Или вот детский сад. Почему сад? В саду растут разные деревья и кустарники - с разными потребностями в солнце, воде, уходе, с разным временем созревания, а в детсаду опять же все скучкованы по возрасту и занимаются одновременно одним и тем же. Даже спят по команде (вот что было самым для меня ненавистным!)!
А что если был бы такой вот именно сад - в прямом смысле этого слова!
Для детей всех возрастов.
Без деления на школьников и дошкольников.
Можешь обходиться без мамы - приходишь туда.
А там много разных возможностей: песочница и библиотека, спортзал и музыкальные инструменты, коврики (много), где просто поваляться, и мастерские, где можно работать.
И взрослые (и просто старшие) - мастера, у которых можно быть подмастерьем (и таким образом учиться) или просто наблюдать, как они
трудятся. И впитывать.
Точно знаю: если бы в детстве передо мной открылась такая возможность, я бежала бы туда каждый день и пропадала бы там.
Хочу, чтобы такое стало доступно хотя бы моим правнукам. С годами становлюсь ворчливой. Да нет, будем честны - резкой. Скажите, ну что праздничного в 1 сентября? Разве что радость встречи… А дальше… Если убрать всю эту распиаренную до неприличия чепуху про необходимость знаний… Да, необходимость - но в таком объеме?! за такую цену?! Я не про родительские кошельки сейчас, я про ту цену, которую платят наши дети, вырванные из детства и естественных процессов познания мира. Я вот чего-то - хоть убейте - не могу радоваться тому, что их драгоценное время детства сейчас попилят на 40-минутные кусочки, заставят их делать то, от чего им НЕЛЬЗЯ отказаться - ну совсем ведь нельзя (при всем моем глубочайшем уважении к учителям, которые пытаются сделать этот процесс… наименее травматичным и максимально гуманным). Разберут их на овец и козлищ: эти - в один класс, те (козлища) - естественно, в ужасный седьмой-восьмой. И компания, которая могла бы сложиться во дворе…, не сложится, потому что «ты младше, а я старше» и мне надо свою старшесть во всем показать, а если я с малявками буду играть - меня ж засмеют свои же! И это нездоровое создали мы, взрослые. Которые сами через это прошли - и не можем ничего придумать другого, настолько нам мозг отформатировали… Не можем и боимся.
Мой старший сын, который вот-вот уже станет восьмиклассником, попал этим летом на занятия по эвритмии к Асе Старостиной (есть в вальдорфской школе такой нелюбимый многими предмет). И чуть не плакал потом, говоря, что впервые в жизни его не заставили делать то, что он не хочет - когда он втихаря отполз из одного нелюбимого упражнения. «Я все эти годы живу в школе с постоянным «надо», а тут… мне разрешили не хотеть». В благодарность он нам потом ТАК выразительно читал «Во глубине сибирских руд»… Сам захотел…
В общем, для меня 1 сентября - это… траур по детству. И по моему собственному бессилию что-то изменить.
#Экстремальнаяпедагогика